Археология

Отдел археологии музея обладает чрезвычайно интересной коллекцией произведений искусства, созданных местными мастерами, которые тысячетелетия назад жили на территории, занимаемой ныне Республикой Каракалпакстан и называвшейся прежде Хорезмом.

Древний Хорезм является одним из наиболее загадочных государств Средней Азии, расположенным на северных рубежах Индо-Иранского мира и известным ещё по греческим, персидским и китайским письменным источникам. Он возник на стыке культур кочевых и оседлых народов в Южном Приаралье, в дельте Амударьи и оазисах, окружённых громадными пустынями Каракум, Кызылкум и Устюрт. Это государство занимало обширную территорию, включавшую не только земли Северного Узбекистана и Каракалпакстана, но и Северной Туркмении и частично Южного Казахстана. От той эпохи сохранились замечательные памятники истории и искусства, равных которым невозможно отыскать больше нигде в Средней Азии.

На ранних этапах своей истории Хорезм входил в состав персидской империи Ахеменидов, но к моменту походов в Среднюю Азию Александра Македонского Хорезм стал независимым государством, царь которого нанёс визит в ставку Александра и вёл переговоры о союзе.

Хорезм считается родиной древнейшей мировой религии – зороастризма, так как в священной книге зороастрийцев Авесте говорится, что Хорезм – это одна из первых и лучших стран, созданных Ахурамаздой.
До 1930-х годов XX века, когда начались раскопки, проводимые Хорезмской археолого-этнографической экспедицией под руководством С.П.Толстова, об этой древней стране было известно совсем мало. Зато результаты раскопок превзошли все самые смелые ожидания. Толстов совершил настоящее научное открытие, которое ныне считается одним из крупнейших достижений мировой археологии. Он обнаружил и изучил совершенно неведомую прежде древнюю и уникальную цивилизацию, что сравнимо лишь с открытием Трои Г.Шлиманом или Критской цивилизации А.Эвансом.

В числе открытых им важных археологических объектов можно назвать Кой-Крылганкалу (IV век до н.э.), где находилась древнейшая в Средней Азии храм-обсерватория, жрецы которой накопили богатые астрономические знания, включая знание ими планет Солнечной системы и зодиакальных созвездий. Ещё одним удивительным открытием было то, что население Древнего Хорезма уже с середины I тысячелетия до н.э. пользовалось водопроводом и канализационной системой, где применялись керамические трубы.

Вторым крупнейшим археологическим открытием была резиденция царей Хорезма Топрак-кала (II-IV века н.э.). Здесь в залах царского дворца, насчитывавшего более 100 помещений, были найдены удивительные богатства, в том числе множество произведений искусства, включая полнообъёмные и рельефные скульптуры, декоративные и сюжетные многокрасочные настенные росписи и т.д. Именно здесь в Кушанскую эпоху сложилось и расцвело местное самобытное искусство, впитавшее в себя и творчески синтезировавшее эллинистические, индийские и сако-массагетские культурные влияния и известное как Гандхарский стиль.
И в последующие века, когда Хорезмское государство пережило череду иноземных вторжений, начиная с арабского и кончая набегами тюркских племён (Караханиды, Сельджукиды и др.), народ сумел сберечь свои богатые традиции и снова возродить их в период возвышения Хорезма в XII-XIII века.

В этот период здесь существовало мощное государство Хорезмшахов, объединившее под своей властью всю Среднюю Азию, Закавказье, Иран и Афганистан и достигшее небывало высокого уровня развития культуры и искусства. Все виды искусства этой эпохи поражают богатством своего внешнего оформления, неожиданностью орнаментальных решений, широким использованием светотени в рельефе орнамента, многоплановостью в его построении.

Однако все эти культурные достижения были безжалостно растоптаны монгольскими ордами, разграбившими и дотла опустошившими страну в 20-е годы XIII века. Лишь спустя полстолетия Хорезмской цивилизации удалось возродиться из пепла и вновь воссоздать свои культурные традиции, чтобы продолжать и развивать их в новых условиях. Несмотря на все бурные исторические события, пронёсшиеся над Хорезмом в течение веков, это государство просуществовало и сохранило свою древнюю культуру и искусство вплоть до I-ой четверти XX века, когда оно стало частью современного Узбекистана.