Музей

Добро пожаловать на официальный сайт музея!

Веление времени, стремительные перемены в жизни общества требуют пересмотра и музейной деятельности. Переходный период с вхождением в рыночную экономику побудил администрацию музея на шаги, зачастую не имевшие прецедента в практике музейного дела в нашей стране. Перестройка работы музея оставила в основном без изменения классические принципы музееведения, связанные с хранением, консервацией и реставрацией, учетом коллекций. Нововведения коснулись лишь условий и технологий. Предпринимаются попытки замены старого оборудования на новое, установка систем климатического контроля, ведется  работа по созданию электронной базы данных о коллекции. Главным достижением в этой области является то, что администрация музея сумела убедить Правительство страны начать строительство нового комплекса музея, состоящего из 3х зданий (экспозиционный блок, фондохранилище и административное здание с постоянной экспозицией) – см.фотографию. (Решение Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16.12.11г. «О начале строительства 2ой очереди комплекса Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого в г.Нукусе в 2012-2013гг.»  и Постановление Правительства Республики Узбекистан за № 1855 от 21.11.2012г.   «Об Инвестировании строительства 2ой очереди музея искусств Каракалпакстана в 2013году» в объеме 44,800млрд. сумов и на их основании 10 марта 2013г. было начато строительство 2-ой очереди музея. Весь комплекс планируется сдать 31.12.2016 года)

В области консервации музейный персонал обогатил свой опыт за последнее десятилетие знаниями, полученными в результате все более расширяющихся контактов с ранее нам недоступными специалистами западных стран. Ныне музей применяет технологию консервации текстильных коллекций, применяемых в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и мастерской Пьера Шевалье в пригороде Парижа Обюссоне. Хранители музея отказались от использования вредных веществ.  В результате совместной работы с международной организацией "Реставраторы без границ" отреставрировано 52 произведения живописи на холсте и на картоне 1920-1930 годов из фондов музея. Выставка отреставрированных картин впервые представила зрителям шедевры, ранее не публиковавшиеся. Теперь еженедельно отдел реставрации (см. «Реставразвращает к жизни 30-40полотен, 20-25 археологических находок и 20-30 предметов народно-прикладного искусства.

Подвергается коренному пересмотру хозяйственная деятельность, которой вообще не существовало ранее, так как музей, как и все бюджетные структуры, финансировался прежде полностью государством. Музей использует все права и льготы, предоставленные музеям Узбекистана правительственными документами. Получив юридическую основу и изучив опыт музеев Европы и США, мы предприняли ряд мер по укреплению своей финансовой независимости. С развитием нашего государства, появлением новых структур по типу негосударственных, некоммерческих, мы решили воспользоваться более гибкими возможностями этого общественного сектора. Найдя сторонников, создали при музее Ассоциацию «Культурное наследие». Осуществленные проекты помогли не только музею, но и многим жителям Нукуса и даже в районах Каракалпакии. Спектр деятельности музея расширился, таким образом, не только в области духовности и просветительства, но и в гендерном развитии, в возрождении и пропаганде ранее угасавших ремесел. Сейчас о моде на каракалпакскую вышивку, юрту, стали говорить во многом благодаря деятельности музея. Но, к сожалению, эта деятельность музея сейчас временно приостановлена. То, что музей укрепляет благосостояние не только ремесленников, но и сервисного сектора Каракалпакстана и близлежащей Хивы, а иногда и турагенств Бухары и даже Ташкента – это факт. Туристический интерес к нашему музею растет во всем мире из года в год.  Музей пытается внедрить западную модель продажи членства в Клубе «Друзей музея», которая очень хорошо поддерживает казну музеев во всем мире. Мы также вводим систему поощрений наших патронов: от приглашений их на все свои мероприятия до вписывания их имен на особую доску спонсоров при входе в экспозицию, даем им скидки в музейном салоне-магазине и, конечно же, бесплатный вход в музей. Что касается массово-просветительской работы, то надо сказать, что смена идеологии, демократизация общества, но в то же время и сложный для всех рыночный принцип диктует нам в корне иной принцип работы с нашей аудиторией. Жизнь показывает, что иногда уровень понимания предлагаемого резко расходится у авторов и зрителей. Музей пытается найти новый подход: изучает мнение жителей города, ведется анкетирование на предмет того, какие новшества хотелось бы им видеть в музее, внимательно отслеживаются все замечания и рекомендации. На этой основе вырабатываются новые подходы в работе с посетителем. Музей в настоящее время превратился поистине в очаг не только культуры, но и активной жизни Республики. Проводятся не только привычные массовые мероприятия, выставки, викторины, акции («Ночь в музее»), но и показы мод, конкурсы и т.п.