#Ilimiy_maqala

05 декабря 2022

ЮЖНОГО ПРИАРАЛЬЯ в ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (СТЕКЛОДЕЛИЕ)

Аннотация. Статья посвящена вопросам стекольного производства в эпоху Средневековья. Данные собраны на основе археологических исследований последних лет, а также некоторого сходства при анализе и синтезе с более поздними этнографическими мотивами каракалпаков и казахов, проживающих на территории Южного Приаралья. Статья представляет собой выборку результатов исследования стеклодувного производства у племен дельты Амударьи и Южного Приаралья в Средние века.

Ключевые слова: Южное Приаралье, стеклоделие, дельта Амударьи, каракалпаки, украшения, стеклянная посуда, парфюмерная посуда, лощило.

Ортағасырлардағы Оңтүстік Арал бойы материалдық мәдениетін зерттеудің кейбір мәселелері.

Аннотация. Мақала ортағасырлардағы шыны өндірісі мәселесіне арналған. Соңғы жылдардағы археологиялық зерттеулер негізіндегі материалдар, сонымен қатар Оңтүстік Арал бойы территориясында тұрып жатқан қазақ және қарақалпақтардың кейінгі этнографиялық сарынын сараптау мен синтездеу кезіндегі кейбір ұқсастықтар жиналды. Ортағасырлардағы Оңтүстік Арал бойы және Амудария сағасындағы тайпалардың шыны жасау өндірісін зерттеу нәтижелерінен таңдап жазылған мақала болып табылады.

Түйін сөздер: Оңтүстік Арал бойы, шыны жасау, Амударья сағасы, қарақалпақтар, әшекейлер, шыны ыдыс, парфюмерлік ыдыс, жылтыратқыш

Some questions to the study of the material culture of the Southern Aral Sea region in the Middle Ages (glassmaking)

Abstract. The article is devoted to the issues of glass production in the Middle Ages. The data are collected on the basis of archaeological studies of recent years, as well as some similarities in analysis and synthesis with later ethnographic motifs of the Karakalpaks and Kazakhs living in the Southern Aral Sea region. The article is a sample of the results of a study of glass-blowing production among the tribes of the Amu Darya Delta and the Southern Aral Sea region in the Middle Ages.

Keywords: Southern Aral Sea region, glassmaking, Amu Darya delta, Karakalpaks, jewelry, glassware, perfumery, Polisher

К настоящему времени вопросам археологического и этнографического изучения и классификации ремесленного производства в целом как вида деятельности племен различных эпох уделено большое внимание. Однако исследование такой древнейшей технологии в Центральной Азии, как стеклоделие, не столь глубоко изучено с учетом того, что мы имеем на сегодняшний день. И в этом плане великолепными источниками информации являются труды ученых А. Абдуразакова, М.А Безбородова, Ю.А. Заднепровского [Абдуразаков и др. 1963: 119, рис. 10, 13], Е.И. Агеевой [Агеева 1970: 7], Т.С. Дощановой [Дощанова 2003: 165–172]. Изучение предметов из стекла или стеклодувного производства у племен, проживавших у дельты Амуда-рьи, представляет немалый интерес для воссоздания картины их экономического развития. Однако разрешение этого важного вопроса для синтеза археологии и этнографии наталкивается на крайнюю скудость археологического материала. Плохая сохранность стекла, зачастую его фрагментарность создают большие затруднения для его изучения. К примеру, до настоящего времени нет полного представления о стеклодувном производстве как отдельном виде ремесла у каракалпаков. Поэтому данная публикация ставит своей целью введение в научный оборот нового материала и не претендует на окончательное разрешение этого вопроса. Сборы предметов из стекла дают материалы, позволяющие выявить особенности этого ремесла, и за-частую они характерны как для античности, так и для эпохи Средневековья. К настоящему времени наиболее изученными в вопросах развития ремесленного производства средневековыми памятниками правобережной части Амударьи остаются Джанпык кала, Кават кала, Миздахкан, Гульдурсун, Наринджан, сельские поселения в системе канала Гавхоре близ Каваткалинского оазиса [Толстов 1948]. В каждом из них при исследованиях в разные годы собрана большая коллекция материалов из стекла. И конечно же, нельзя отрицать того, что раскопанные ремесленные комплексы на Джанпык кале, Гульдурсуне и Миздахкане смогут помочь в более глубоком изучении процесса развития стеклодувного ремесла Алиакберова 1988: 91–93; Доспанов 1991: 47; 1992: 2–70; 1993: 2–50; Кдырниязов 1989: 106–111]. Проведенные масштабные работы на этих памятниках и, вероятно, в дальнейшем систематические исследования смогут пролить свет на многие вопросы становления и развития материальной культуры. Среди находок стеклянные изделия по функциональному назначению делятся на четыре группы: столовые, парфюмерно-аптекарские, бытовые и украшения. Изредка встречаются фрагменты оконного стекла. Столовые сосуды представлены фрагментами донных частей кружечных и бутылочных форм, сделанных в технике свободного выдувания, и кольцевидных поддонов из стекла бутылочно-голубого и желтоватого тонов. Зачастую стенки покрыты рельефным орнаментом в виде лепестков, пальцевых вдавлений и волнообразных линий. Представлены стенки и ручки кружек цилиндрических и полусферических форм (рис. 1). Поиски аналогий в археологических материалах из раскопок показывают, что подобные стеклянные изделия цилиндрических и полусферических форм в X–XII вв. были одной из наиболее характерных и широко распространенных форм [Кдырниязов 1989: 106–110, рис. 26–27]. Парфюмерно-аптекарская посуда зачастую представляется двумя формами: 1) с узкой и длинной шейкой и вытянутым туловом, 2) с более коротким и широким горлом и вздутым туловом (рис. 1).Сосуды первого типа изготовлены из желтовато-грязного стекла, тулово, отлитое в специальной форме, приняло многогранную конфигурацию. Венчик вертикально вытянутый. Венчик сосуда второго типа округлый. Учитывая их сравнительно малую емкость, на наш взгляд, они более приспособлены для хранения лекарственных или ароматических препаратов. Следующий тип – кувшиновидные сосудики (рис. 1, 2, 3, 6). Стекло прозрачное, с легким голубоватым оттенком, с очень малым количеством пузырьков. Тулово сферическое, с раструбчатой горловиной высотой 4–5 см. В Средней Азии аналогичные сосуды имеют широкое применение [Алиакберова 1988: 91–93]. Из бытовых стеклянных изделий обычной находкой являются сумаки (сумек), изготовленные из голубоватого прозрачного стекла (рис. 2, 9–11). Сумаки являются неотъемлемым атрибутом детской колыбели (бесик) и по настоящее время. Бытование стеклянных форм сумаков широко известно по материалам золотоордынских погребений XIII–XIV вв. Экономическая форма развития ремесленного производства в более позднее время непосредственно была взаимосвязана с историко-политическими событиями, что повлияло  на изменение состава материалов. Сумаки, которые продолжали изготавливать из более простого сырья, такого как камыш, дерево, дошли и до наших дней. Наряду с этим уместно вспомнить и о редких экземплярах чернильниц из Джанпык калы и Миздахкана (рис. 1, 4, 5), также датируемых XIII–XIV вв. Обычно сосуды толстостенные, поверхность шероховатая. Форма коническая, расширенная к середине. Венчик с загибом внутрь. Судя по найденным фрагментам, донца являлись плоскодонными. Средний диаметр был равен 5,2 см. Огромный интерес представляет найденный в 1985 г. в западной части ремесленного квартала (раскоп 7, п-28) Джанпык калы стеклянный предмет шаровидной формы (рис. 1, 1). Он известен в археологической литературе под названиями «утюг-лощило», «гладилка» или «море». Это массивный предмет полусферической формы, диаметром 19,2 см, высотой 8 см, весом 364 г. Его верхняя сторона выпуклая, матовая, в мелких «насечках», расположенных радиально. Нижняя сторона плоская, матовая, имеет глубокие «морщины» в виде спирали, завершается плоским сколом. Находка из Джанпык калы датируется XII – началом XIII в. «Гладилка-море» изготовлена, очевидно, путем литья в каменную форму, из которой она высекалась с помощью понтии, о чем и свидетельствует след в виде скола. Известно, что в Средней Азии такие изделия использовались в качестве наконечника лощильного станка «море», представляющего собой вертикальный тяжелый брус с ручками. За пределами Средней Азии подобные находки известны со времени раскопа Х. Арбмана в Бирке [Arbman 1940: 182]. Все «гладилки» были найдены в женских могилах, относящихся к началу эпохи викингов. Кроме Бирки, они найдены в Шварце-Эрде, Уппланде, Нидерландах, Дании, Германии [Arwidsson 1984: 144], к этому списку можно добавить болгарскую находку в Стырмане [Dekowna 1980: 255] и Новгородскую [Щапова 1989], по 4 экз. Найдено в Англии и во Франции [Есбергенов 1980: 192, рис. 40]. Все археологические находки относятся к Х в., артефакт в Стырмане – к рубежу IX–X вв. Функция «гладилок» Х в. также была определена с помощью изобразительных материалов и каталогов норвежских, немецких и английских стекольных мастерских XVI – начала XVII в. [Neumann 1925]. Очевидно, что изделие, найденное на Джанпык кале, действительно связано со стеклоделием Западной Европы. Приводя аналогии сходства археологических материалов с этнографией и материалами более позднего времени населения дельты Амударьи, необходимо отметить и то, что идентичные лощила – «мореташи» содержатся в коллекции предметов ремесла XIX–ХХ вв. Особняком в этом вопросе выступает то, что в городе Хива вплоть до начала 30-х гг. ХХ в. было живо традиционное ремесло мастеров-лощильщиков «моречи», живших в обособленном квартале наряду с мукомолами, чеканщиками, ткачами, красильщиками, торговцами фруктами и другими представителями населения Хивы [Мухамеджанов 1988: 197]. Среди каракалпакских племен подобный станок «море» известен по материалам этнографических исследований сотрудников музея антропологии и этнографии АН СССР в 1929 г. в поселке Халкабад (Кегейлинский р-н, Республики Каракалпакстан) [Толстов 1948: рис. 40]. Свидетельство тому – у каракалпаков бытуют термины «морели шапан» и «мисек шапан» – мужской халат из домотканой лощеной материи в полоску и женский халат из полушелковой лощеной материи в лиловую, зеленую и малиновые полосы [Толстов 1948: рис. 23, 25]. В кон д и ционном производстве этих халатов были использованы стеклянные лощила «море». Тем самым указанные аргументы дают основание предполагать, что подобные стеклянные изделия и станки для лощения тканей бытовали у каракалпакских племен в качестве традиционного вида ремесла еще в Х–XIV вв. и дожили по первой половины ХХ в. Из аналогии ясно, что этот вид ремесла был характерен не только для народов Средней Азии, но бытовал и в Европе. Его традиционность среди каракалпакских племен Южного Приаралья, аналогичность станков и техника применения говорят о широких торгово-экономических связях с различными странами. И нельзя игнорировать тот факт, что эти связи имели широкий размах не только в эпоху Средневековья, но и в XIX–XX вв. Результаты поиска аналогий приводят к мысли о том, что осуществлялся постоянный экспорт, и данные предметы проникали в Скандинавию, Британию, Приуралье, Причерноморье, Среднюю Европу, Кавказ, Западную Сибирь, Китай и, несомненно, достигали побережья Приаралья. Роль Великого шелкового пути в этом процессе весьма значительна. Говоря о предметах из стекла и стекольном ремесленном производстве, нельзя не отметить и археологические находки, представленные в виде стеклянных браслетов и кольца (рис. 1, 7, 8), различных форм бус и подвесок. О подобного рода стеклянных украшениях мы знаем из многочисленных публикаций о материальной культуре городов и поселений как Средневековья, так и более позднего времени. Среди многочисленных раскопанных и исследованных ремесленных кварталов XI–XIV вв. Джанпык калы и Миздакхана выявлены предметы, специально предназначенные для стекло-дувов, – это плавильные печи, большое количество стекольного шлака и формы для отлива. В более позднюю эпоху хозяйственная форма стеклодувного ремесла уходит на второй план и теряет свою значимость как отдельный вид мастерства. Но, несмотря на это, при изучении этнографических материалов племен каракалпаков дельты Амударьи XIX–XX вв. заметно, что у населения продолжали бытовать стеклянные бусы и подвески. Зачастую вставки-глазки из полудрагоценных камней, украшавшие традиционные серебряные «хайкели», «жалпак туйме», «тумары», стали заменяться простыми стеклянными вставками. Это было связано с естественным спадом добычи и переработки минеральных и драгоценных камней. Культурные слои исследованных археологических памятников эпохи Средневековья указывают на значительное сокращение стеклодувного производства, особенно оно было заметно в период монгольского завоевания в XIII–XIV вв. Хотя нельзя сказать, что слои данного периода совершенно пусты, однако они очень скудны. Говоря о синтезе стеклоделия Средневековья с этнографическими мотивами народов Южного При- аралья, надо отметить, что, безусловно, большинство элементов декоративного характера, назначения, технологии сохраняют свои традиционные корни.

      ЛИТЕРАТУРА

Абдуразаков А.А., Безбородов М.А., Задне провский Ю.А. Стеклоделие Средней Азии в древности и средневековье. Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1963. 246 с.

Агеева Е.И. Средневековое стекло из Тараза // По следам древних культур Казахстана / Отв. ред. М.К. Кадырбаев. Алма-Ата: Наука, 1970. С. 11–14.

Алиакберова А. Ремесленный комплекс Джанпык калы // Вестник ККФАН. 1988. № 4. С. 91–93.

Доспанов О.Т. Жампык кала орта асирлер естелиги.  Нукус: Изд-во «Каракалпакстан», 1992. 102 с.

Доспанов О.Т. О некоторых результатах раскопок Джанпык калы в 1987–1989 годы. // Новые открытия в Приаралье (Материалы к археологической карте) /Отв. ред. М.Г. Воробьева. М.: Ин-т этнологии и антропологии АН СССР, 1991. Вып. 2. С. 73–95.

Доспанов О.Т. Эйймги Гулдирсин каласы. Нукус: Изд-во «Каракалпакстан», 1993. 47 с.

Дощанова Т.С. Новые коллекции стекла из городищ

Куйрук-тобе и Койлык // Известия МОН РК, НАН РК. Сер. обществ. наук. 2003. № 1. С. 165–172.

Есбергенов Х. Этнография каракалпаков. XIX – начало ХХ века. Ташкент: Изд-во «ФАН», 1980. 204 с.

Кдырниязов М.Ш. Материальная культура городов Хорезма в XIII–XIV веках. Нукус: Изд-во «Караклпакстан», 1989. 176 с.

Мухамеджанов А.Р., Адылов Ш.Т., Мирзаахмедов Д.К., Семенов Г.Л. Городище Пайкенд (к проблеме изучения средневекового города Средней Азии) / Отв.ред. А.А. Аскаров. Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1988.196 с.

Неразик Е.Е. Сельское жилище в Хорезме (I–XIVвв.). Из истории жилища и семьи. Археолого-этнографические очерки. М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1976. 256 с.

Толстов С.П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1948. 352 с.+87 табл.

Щапова Ю.А. Некоторые проблемы средневекового стеклоделия в свете новых данных («Гладилка» из Новгорода) // СА. 1989. № 4. С. 103–114.

Arbman H. Birka I. Lie Graber.Tafeln. Uppsaia, 1940. 282 taf.

Arwidsson G. Birka II. 1 Systematische Anaiysen der

Graberfunde. Stokholm, 1984. 144 р.

Dekowna M. Szklo w Europie wczesnosredn I owiecznej. Ossolineum, 1980. 255 р.

Neumann B. Antike Glaser, ihre Zuzammenzetzung

und Farbung // Zeitschrift fur angewandte Chemie B.36.

Lpz, 1925. 471 р.


<< #"Sheberlik sabaǵı"   #"Ashıq esikler kúni" bolıp ótti. >>