Научная статья О.Т. Доспанова заведующего отделом археологии ГМИ РК им. И.В. Савицкого "Стеклянная подвеска из Миздахкана".

8 сентября 2022 года

 

 

 

                                  

Стеклянная подвеска из Миздахкана

О.Т. Доспанов

        Среди коллекции археологических находок в Государственном музее искусств им. И.В. Савицкого Республики Каракалпакстан несомненный интерес представляет хранящаяся подвеска из стеклянной пасты бирюзового цвета (инв. №1466). Она найдена среди подъемных материалов в районе городища Миздахкан. Обстоятельства и археологический контекст этой находки, к сожалению, неизвестны. Статуэтка сделана в технике оттиска штампа из стекла. На обратной стороне овальное ушко для подвязки. В отличие от широко распространенных терракотовых статуэток или других известных фигурок сама подвеска миниатюрная, ее высота 3,5 см, наибольшая ширина – 1,5 см. Хорошей сохранности. Она представлена в виде мужской фигуры в длинном и широком одеянии (вероятно, в плаще), с опоясанной тканью, концы которого связаны в виде узла у талии и опущены вниз на уровне бедровой части. Концы плаща сужены к нижним конечностям. Несмотря на миниатюрность композиции, можно определить некоторые особенности, как, например, голова прикрыта также длинной шалью, прикрывающей правую руку, очертания узкого немолодого лица с отечными цеками. Тонкий прямой нос почти касается усов, соединяющихся с длиной бородой. Стилистические признаки отражают типологический реализм. Мягкая пластика, выраженная посредством светотеневых эффектов рельефа.

 

                                       

       Весьма своеобразна налобная филактерия. О ней будет сказано ниже.

      Особенности моделирования одежды наводят на предположение о людях, живущих в древности в Палестине, носивших подобную одежду из куска толстой вязаной шерстяной ткани. Он защищал от холода и дождя, а также служил одеялом. На голову надевали квадратные головные покрывала, обычно сложенные и завязанные куском веревки или ткани.

     Многие правители, состоятельные и образованные люди носили шитые плащи с длинными рукавами, другая же часть носила плащи с широкой каймой. Считалось, что чем шире кайма, тем религиознее человек. Пастухи часто носили простые плащи из козьей или верблюжьей шерсти. Иногда длинный кусок материи без швов мужчина оборачивал вокруг пояса, а свободный конец перебрасывал через плечо и носил вместо плаща.

      Каждый еврей должен был носить таллиф, особенно во время молитвы. 

Таллифом называли шерстяную шаль, окрашенную в пурпурно-голубой цвет. Другой предмет, который носили все евреи во время молитвы, был филактерии. По-другому их называли хранилища. Обычно носили филактерии привязанными ко лбу, а иногда к левой руке. Она состояла из маленькой коробочки и свернутого и сложенного в ней куска жесткой телячьей кожи и пергамента, на котором были записаны отрывки из иудейского закона. Ее привязывали ко лбу или к руке кожаными ремешками. Считалось, что мужчина уважает закон Моисея, если он носит хранилище. Многие евреи до сих пор надевают его для молитвы.

      Часто в хорезмийских фигурках изображаются сосуды в левой руке, об этом известно по многим ранним публикациям. В нашем случае подобного нет.

     Весьма затруднительным оказалось обнаружение аналогии для нашей подвески среди среднеазиатских фигурок. В единичном случае среди согдийских терракот переходного периода от кушанской эпохи к раннему средневековью (3-4 в. н.э.) среди налепов был обнаружен персонаж с лицом, идентичным описываемому нами образу мужчину, отражающий иконографию.

 

                                        

         Данная находка наталкивает нас на мысль о том, что эта фигура была изготовлена в виде стеклянного божка, т.е.  вероятно имелось представление о ранее описанной культуре и о связях Приаралья с Палестиной, народами Средиземноморья. Фигура в одеянии и очертания лица характерны для этого региона.

     Так или иначе, пока остается только догадываться, кого она изображала: коренного обитателя страны – хорезмийца или же представителя пришлого населения.

      Приведенные аналоги позволяют, казалось бы, предположить в миздахканской подвеске проявление стойких местных традиций, сохранившихся в области материальной культуры, в частности, в форме одежды. Однако наличие филактерии или головного одеяния требует подкрепления дополнительными данными, пока еще малочисленными. Изображение на подвеске несет на себе печать каких-то иных влияний, отражая веяния пришлых культур. Видимо, миздахканскую подвеску следует рассматривать как образ синкретический, результат слияния древних черт под воздействием культурных внешних традиций. Вероятно, даже и прямого участия пришлых этнических групп. 

     Данное исследование преследовало цель привлечь внимание специалистов к этой еще не полностью разработанной теме, тем самым дать толчок для дальнейших познаний истории хорезмской культуры.

Литература

1.  Одежда народов Средиземноморья. М., 1995.

2. Неразик Е.Е. Каменная статуэтка из Якке-Парсана. // Сб. Прошлое Средней Азии. Изд. Дониш. Душанбе. 1987.

3. Рапопорт Ю.А. Из истории религии древнего Хорезма. М., 1971. С.88.

4. Мешкерис В.А. Согдийская терракота. (табл. 50, рис. 67). Изд. Дониш. Душанбе. 1989.  


<< Часы духовности    «Коллекция изобразительного искусства Узбекистана в Государственном музее Востока» - семинар, который состоялся в музее Савицкого. С лекцией на эту тему выступила хранитель отдела живописи Кавказа и Средней Азии Государственного музея Востока Я.В. Иванова. >>