Научная статья О. Т. Доспанова заведующего отдела археологии Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого опубликованная в сборнике научной конференции "История и археология Средней Азии", изданная Термезским археологическим музеем.

11 августа 2022 года

 

 

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ О

ВИНОГРАДАРСТВЕ РАЗЛИЧНЫХ ЭПОХ ВДОЛЬ БАССЕЙНА АМУДАРЬИ.

(по материалам ГМИ РК им.И.В.Савицкого)

Доспанов Октябрь Турганбаевич, Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им.И.В.Савицкого

    Говоря об исторических путях возникновения и развития виноделия, надо сказать, что оно возникло наряду с развитием виноградарства, т.е. освоения человечеством культивирования винограда. Археологически эти факты зафиксированы эпохой неолита на Ближнем Востоке [14, с. 511—519]. Затем, ранние сведения о виноделии известны около 8000 лет до нашей эры в районе Закавказья, Восточной Анатолии и севера гор Загрос (современный Иран). Тем самым постепенно распространяясь на соседние страны, в том числе в Месопотамию, Кипр и в Грецию, где были обнаружены следы целенаправленной прессовки винограда, относящиеся к 5 тыс. до н. э., что может служить свидетельством раннего производства вина в этом регионе [4].

   В 2010 году в Армении, в пещерах в близи села Арени (пещера Арени-1) обнаружена древнейшая из известных виноделен, датированная 4100-4000 гг. до н. э. [15].

    Что касается виноградарства в Центральной Азии, то она также развивалась с древнейших времен. И на сегодняшний день до нас дошло огромное количество разновременных письменных источников, а также множество археологических данных, о некоторых из которых мы намерены упомянуть.

  Среди многочисленных имеющихся сведении сохранились в китайских источниках у путешественника и дипломата Чжан Цянь. Его исторические сведения о народах, населявших Среднюю Азию во II веке до н. э., изложены Сыма Цянем в тексте «Ши цзи» («Исторические записки»), в главе «Повествование о Давань» [7, с. 20]. В них отмечены события, в которых указано на то, что «благодаря его путешествиям в Китай были принесены виноград и люцерна, а со временем наладилась торговля по Великому шёлковому пути». Далее, А.Скрин неоднократно упоминает об изобилии и дешевизне винограда и виноделии в Китае и в Восточном Туркестане (иначе Кашгария), которая представляет собою южную часть китайской провинции Синьцзян, самой западной из провинций Китая [10,c.77].

    Другой путешественник, и исследователь Арминий Вамбери упоминая о базаре в Меймене, богатыми продукциями изделий ремесленников, отмечает и о сельскохозяйственных – среди которых важным является то, что «значительную роль играет вывоз отсюда в Персию и Багдад кишмиша (сушеного винограда), аниса и фисташек, которые стоят здесь 30-40 тенге за центнер. Далее (с.292) он упоминает о превосходных качествах хивинских виноградных плодов. «Бухара и Коканд, хотя и не могут сравниться с Хивой, заслуживают упоминания из-за отличного винограда, насчитывающего свыше 10 сортов, которые массами вывозят в Персию, Россию и Афганистан» [2, с. 69;116-126].

  Археологические материалы позволяют судить о большей древности виноградарства в Средней Азии. Виноградные косточки, обнаруженные при раскопках поселения Намазга-депе (Южная Туркмения), относятся к IV—III тысячелетиям до н. э. Косточки винограда были найдены также и при раскопках городищ Кой-Кырылгал кала (IV в. до н. э. — IV в. н. э.), Топрак-кала (III— IV вв.) в Хорезме, на поселении Тали-Барзу (под Самаркандом) в слое, относящемся к VIII в., и в замке Балалик-тепе (V—VIIвв.). Ценные материалы дали раскопки, произведенные во дворе одного из храмов древнего Пенджикента. Здесь были обнаружены остатки виноградной лозы. Следует отметить, что одним из излюбленных мотивов изобразительного и прикладного искусства V—XIII вв. являлся мотив виноградной лозы. На одной из стен дворца согдийских правителей VII—VIII вв. в Афрасиабе (Самарканд) художник так искусно изобразил виноград, что специалисты без труда смогли определить его сорт — «хусайнин («дамские пальчики»), который и ныне широко известен в Средней Азии.

  Среди народов Средней Азии арабское завоевание VII-VIII веков послужило временем глобальных изменении в материальной, социально-экономической и духовной культуры. Наряду с этим, благодаря тесным торговым отношениям начинают завозить и культивировать ранее неизвестные сорта винограда, привезенные из отдаленных стран — из Аравии (сорт «тайфы»), Индии («каланджари»), Афганистана («шибиргани», кабулистани», «балки»), Ирана («бахтияри», дараи»), Сорта «тайфы», «шибиргани», «дараи», «бахтияри» которые известны и сохранились до наших дней. На рынок поступал также изюм. Средневековый географ Макдиси сообщает, что изюм из Хорезма шел как на запад в Ирак, так и в страну Булгар и дальше на Русь [11, c. 74—75].

   Несмотря на обширные завоевательные походы монголо-татар, и значительные разрушения городов, селении, оросительной системы не смогли серьезно повлиять на снижение уровня производства и виноградарства. К примеру монгольские ханы также употребляли хмельные напитки. По рассказу Джувейни в марте 1220 года в Бухаре «Открыли городские амбары, меха с вином разложили в мечети…, пили также и в ставках золотоордынских ханов. Кроме того, местное население в качестве налога сред прочих товаров платили монголам особый налог вином [9, с.388-386].

                           

Многочисленные археологические данные свидетельствуют о процветании виноградарства в Золотоордынский период на побережье Амударьи на Миздакхане, Кяте, Алма-Атышкан кале II, Джанпык кале [5], на многих сельских поселениях Древнего Хорезма [8], о чем свидетельствуют многочисленные   находки винодавальни,  различные сосуды из керамики и стекла, косточки винограда и мн.др.

В до мусульманской культуры народов Средней Азии существовал даже культ бога виноградарства и виноделия, подобный культу древнегреческого Диониса. 

                          

    Об этом  свидетельствуют изображения  персонажей «дионисийского» культа, фрагмент статуэтки божества в азиатском одеянии с виноградной гроздью в руке и ножом для подрезки винограда в другой из Кой- Кырылган калы (КП-3776) в слое III—II вв. до н. э., хранящийся в фондах археологии ГМИ РК им.И.В.Савицкого (рис.1,3). О распространении образа бога вина в ранние эпохи свидетельствует терракотовая фигурка, с изображением согнутой руки с держащей у груди кубком (бокал), найденная на городище Кават кала (КП 3772/40). По определению С.П. Толстова, в образе этой женщины представлено божество плодородия, и богиня виноделия Мино.

    Достойны внимания скульптуры хорезмской Анахиты, изображенной в нарядной одежде, приложившей одну руку к груди, а в другой держащей Кубок (бокал) (рис.1,1). В античное время, например, в Древней Греции, проводились вакханалии, посвященные божеству растительности Дионису.

    Видимо, подобные праздники урожая отмечались и проводились ежегодно осенью и в Хорезме. И тем самым возможно, это был бог виноградарства и виноделия, изображенный в традиционном окружении.

   Другим интересным предметом археологии является гипсовый оттиск, с изображением виноградной лозы (рис.1,1) из городища Топрак кала (КП-3772/66). Форма, рифленно-выступающая с изображением огромной грозди винограда, в нижней части листья и свисающие крупные гроздья предельно стилизованы, четко сформировано реалистическое изображение.

   Говоря об аналогах и интерпретациях, уместно отметить, что, например, виноградная лоза, выступающая в местных культах как символ плодородия и возрождения, могла переосмысливаться аллегорически в христианском духе [1, c. 75].

    В изучении истории виноградарства большая работа сделана ХАЭЭ в «землях древнего орошения» и на полях древнего и средневекового канала Гавхорэ, где в отдельных случаях в Беркуткалинском оазисе удалось зафиксировать остатки виноградников и бахчей в виде чередования гряд и арыков, а также четырехугольные планировки полей, которые использовались под посевы злаков [8, c, 93–94]. Судя по находкам в усадьбах и сельских поселениях семян и косточек растений, население оазисов помимо выращивания просо, ячмень, пшеницы, бахчевые и некоторые огородные культуры, выращивали в садах сливы, вишни, яблоки, виноград, абрикосы и персики.

       Благодаря раскопкам усадеб известны и сельскохозяйственный инвентарь VII–VIII вв. Это не только лопаты, кетмени, наральники, но и виноградарские ножи, серпы.

  В отдельных случаях в Беркуткалинском оазисе удалось зафиксировать остатки виноградников и бахчей в виде чередования гряд и арыков, а также четырехугольные планировки полей, которые использовались под посевы злаков [8, с. 93–94].

     При изучении Топрак калы было выявлено, что на ее поверхности и в рельефе проступали следы древних полей,   русел и ирригационной сети, входившей в длительно существовавшую систему Гавхорэ - канала, упоминающего в трудах средневековых историков. Материалы изучались Б. В. Андриановым. На аэро-фото снимках хорошо видно, что вокруг располагались большие поля. С западной стороны вплотную ко рву, огибавшему город, подступали виноградники,    планировка    которых    легко    распознается     по характерному чередованию узких и широких гряд.

     В 1952—1957 годы начались широкие археологические раскопки выдающегося памятника античного Хорезма – Кой-Кырылган кала.     В его окрестностях, а затем и по всей территории земель древнего орошения правобереж ного Хорезма развернулись археолого-топографические исследования отряда и картографирование памятников на основе крупномасштабных аэрофотосъ емочных материалов, топографических и инструментальных съемок и полевых рек огносцировочных работ. О масштабе этих работ можно судить по тому, что за 13 п олевых сезонов (1953-1964) здесь было сделано около 1650 поисков с археологическими описаниями объектов и находок, точной фиксацией их на снимках, и на археологической карте.

     Маршрутные работы в окрестностях Кой-Кырылган калы в древнем оазисе Дингильлже 1953—1957 гг.  позволили проследить и картографировать направления каналов (архаических, кангюйско-кушанских и афригидских).

     В низовьях античных систем открыты оросительные сооружения эпохи бронз ы, а позже (в 1964 г.) - целый древний оазис с остатками  поселений  этого времени и мелкой ирригационной сети, где  отсутствовали  памятники, выходящие за пределы II—нач. 1 тысячелетия до н. э., что позволило отнести начало искусственного орошения в низовьях Амударьи почти на тысячу лет в глубь веков, а также создать документально подкрепленную археологическим материалом схему развития ирригации Хорезма. Новые материал ы стали важным этапом в изучении истории орошения края после работ Я. Г. Гулямова [3; 12; 13, с. 100—142].

Литература:

1.   Богомолов Г.И. О христианстве в Чаче// Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент. 1994

2.  Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. М., 1874. - XIV, [2], 383 с., 11 л. Илл.

3.  Гулямов Я. Г.  История орошения Хорезма с древнейших времен до наших дней. Ташкент, 1937;

4.  Журнал археологических наук Том 125, январь 2021 г., 105263

5.    Кдырниязов М.-Ш.  Мастерские винодельни золотоорднского Миздахкана / / Вестник ККО АН РУз. 1999. № 4-5,

6.   Кой-Крылган кала – памятник культуры древнего Хорезма IV в.до н.э. 1976. Отв.ред.С.П.Толстов, Б.И.Вайнберг. Изд. «Наука»,М.1976.

7.   Лысенко Н. Н. Этногенез и военная история иранских кочевников Евразии и период II века до н. э. — II века н. э. / Владикавказ, 2007. С. 20.

8. Неразик Е.Е. Сельское жилище в Хорезме (I-XIV вв). /ТХАЭЭ, т.IX, отв.редактор Т.А.Жданко. Изд. «Наука», М.,1976

9. Петрушевский И.П. Земледелие и аграрные отношения в Иране в XIII-XIV вв. М.- Л.1960

10.  Скрин А. Китайский Туркестан. «Молодая гвардия». М-Л.1930. С.177)

11.  Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. Изд. «Наука». М.-Л. 1948. С. 378

12.  Толстов С. П. Андрианов Б.В. Новые материалы по истории развития ирригации в Хорезме. — КСИЭ АН СССР, Вып. 26. М., 1957,

13.       Толстов  С. П. Работы Хорезмской археолого-этнографической       экспедиции АН СССР в 1949—1953 гг.—ТХАЭЭ. Т. 2. М., 1958, с. 100—142.

14. This, Patrice; Lacombe, Thierry and Thomash, Mark R. Historical Origins and Genetic Diversity of Wine Grape (англ.) // Trends in Genetics (англ.): journal. —Cell Press, 2006. — Vol. 22, no. 9. — P. 511—519.

15.  Hans Barnard. Chemical evidence for wine production around 4000 BCE in the Late Chalcolithic Near Eastern highlands // Journal of Archaeological Science (2010) 1-8


<< Ushrasıw   Ushrasıw >>