Ilimiy_maqala

19 aprel 2023

 

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ И ЮЖНОЕ ПРИАРАЛЬЕ – ДИАЛОГ С КУЛЬТУРОЙ.

 

Несомненным достижением цивилизации в культурно-экономическом отношении

является Великий Шелковый путь, который смог распространиться от Средиземноморья до Тихого океана. Несмотря на большую изученность этого вопроса и грандиозных открытии связанных с историей преобразования различных культур, данная проблема в научном отношении остается все еще актуальной. И одной из причин является все продолжающееся изучение материальной, художественной и духовной культуры народов.

Великий Шелковый Путь возникнув еще во второй половине II в. до н.э. смог охватить в себя и Среднюю Азию. Северная дорога, пересекая Окс (Амударью) в районе Термеза (древняя Тармита) стала связываться в одной из ветвей и с регионами Южного Приаралья. При том, что обе стороны Амударьи, в том числе его дельта были подвержены тесному влиянию этих связей.

Соприкасаясь тем самым из Китая в страны Средней и Передней Азии, Шелковый путь смог оказать сильное влияние на экономику регионов, в то же время и на политическое и культурное развитие. Развитие получали и этнические процессы, которые могли взаимодействовать с другими культурами, в том числе и конечно же не могла не влиять и на распространение письменности и духовной культуры других стран Азии – Востока и Запада.

Особенное развитие оно получает в средневековый период, когда государство Хорезмшахов прогрессирует осуществление постоянных торгово-экономических связей с другими странами. Всѐ это в большей степени повлияло на то, что Великий шелковый путь смог оказать огромное влияние на развитие самого урабанизационного становления этнокультуры также, как и других стран, так и Южного Приаралья.

Среди сохранившихся сегодня археологических памятников Каракалпакстана, многие из которых находились на трассах или пересечении Великого Шелкового пути, в большей степени занимались торговлей и различного рода ремесленничеством. Среди них наиболее крупными городами были Гургандж, Кят, Джаныпык-кала, Кават-кала, Хива, Миздахкан, Шемаха кала. Являясь центрами ремесел и торговли, осуществляли обширные культурные обмены. Для приезжих гостей и проезжающих караванов строились специальные караван сараи, среди которых сохранились руины Белеули, Курганча, Булак, Косбулак, Учкудук, Чурук и др. Об их развитии свидетельствуют археологические находки, данные письменных источников [6]. Каждый город Хорезма имел свое место в международной и межрегиональной торговле.       Есть сведения о том, что Хорезмийцы еще в домонгольский период были посредниками в торговле между западом и востоком, осваивали рынки городов Хазарского Каганата, Руси и Волжской Болгарии, они же являлись распространителями культурных достижений, политических и религиозных идей [5].                                                                                             Помимо торгового отношения по Великому Шелковому пути осуществлялись религиозные движения и множество дипломатических связей. Жители Приаралья вели не только занятия торговлей, но и являлись купцами, дипломатами, распространителями общественных и политических идей. В 986 году киевский князь Владимир I (1015 г.) установил дипломатическое отношение с Хорезмом [6].                                                                                                             Средневековые арабские путешественники Ал-Макдиси и Ибн Баттута, описывая достижения Хорезмского государства описывали и достижения во вкладе хорезмийцев в общечеловеческие ценности, духовную культуру того времени [1]. Конечно же, расположение городов и поселении на разветвлении Великого Шелкового пути всячески играло важную роль в обогащении местных традиционных культур. Развиваясь во всех отношениях, население Приаралья в свою очередь имели торговые и иные связи в отношении распространения своей продукции за пределы страны, это сельскохозяйственная продукция, товары ремесленного производства и многое другое. Когда-то цветущий край, притягивающий к себе многих путешественников, торговцев, дипломатов и ученных, богатый не только биоразнообразием, но и своей традиционной культурой, стал общеизвестен проблемой связанной с изменением состояния Аральского моря, что конечно же не могло не воздействовать отрицательно на всю планету. Это в первую очередь воздух, пылевые бури, изменение климата, ухудшение здоровья людей, прогрессирование в связи с этим различных заболевании как онкологические заболевания, туберкулез, анемия, болезни сердечно-сосудистых систем и многое другое.    Кризис воздействовал отрицательно и на пастбищное хозяйство, сельское хозяйство и земледелие. В большей степени это было связано с отсутствием орошаемого земледелия, но и конечно же отсутствием качественной воды для употребления. Все это вместе взятое в свою очередь смогло повлияло на человеческий потенциал в целом. Это отсутствие рабочих мест и деградация традиционной культуры в целом, которая была характерна для народов Приаралья в целом в их традиционном укладе жизни.         История имеет очень много сведении о народах, проживающих ныне на этой территории с глубокой древности. Обитая на протяжении многих веков между двумя морями (Каспийским и Аральским) вели кочевой образ жизни. Уклад жизни, проходя испытание временем и климатическими условиями, позволял зарождению новых обычаев, веровании, традиции, родственных связей между племенами и родами, связанными кровными родством.

Природа связывала этих людей, живших лицом к лицу с нею, и тем самым форма жизни повлияла появлению традиционных обрядов, связанных с нею. В традиционной культуре каракалпаков, обитающих на дельте Амударьи стала появляться декоративно прикладное искусство, в котором практически большинство элементов были связаны с природой или животным миром, связью человека с иным миром. Вышивки, ковровое ткачество, работа по металлу и чеканка, резьба по дереву - все они, подтверждаясь декорациями были связаны с именами или символиками природных сил.

До сих пор сохранилось множество названии и форм различных орнаментальных линии носящих названия животных. Встречаются различные декоративные орнаменты в вышивках с элементами шытырмакмуйиз (перекрещивающиеся рога), арыс (ось), туркмен нагыс (туркменский орнамент), о чем пишет в своих работах Т.А. Жданко [3] И.Богословская [2]. В узорах наблюдаются и другие названия, связанные с животными и птицами: тай туяк (копыто жеребенка), гарга тырнак (коготь вороны), газ мойын (шея гуся), уйрек (утка). К числу растительных мотивов относятся: гауаша гул (цветок хлопка). Известны также изображения домашней утвари и хозяйственных предметов: тарак (гребень), ыргак (крючок), и многие другие. Большинство из этих мотивов выполняет магико-охранительную функцию. Формы узоров и их семантика были связаны преимущественно с животным и растительным миром, хозяйственной деятельностью.

Среди    декоративных    элементов     культуры     стал    закладываться     фундамент зарождению веровании в синтезе с природой. Люди стали уверовать в неземные силы, и силы природы, в которой они чувствовали божественность и тем самым старались не только жить в гармонии с природой, но и сохранять имеющее в округе биоразнообразие. И конечно же все это в целом позволяло тому, что человек старался всячески не только охранять его, но и расширять и относится к окружающей среде как к сверх естественной силе.

В целом, природа смогла создать большую и традиционную культуру народов Приаралья. Исчезновение Аральского моря смогло повлиять в какой-то степени и деградированию этой древней культуры. Исчезновение воды, а вместе с этим и самой природы, повлияло в свою очередь на увеличение безработицы и плохим доходам, люди стали уезжать на заработки и покидать насиженные места, когда-то богатые пастбища и леса стали деградировать. Когда-то очень богатая на биокультурное разнообразие земля пришла в опустынивание и исчезновение животного мира. Та, когда-то богатая культура стала сохраняться лишь в номинальном или символическом виде. Декорации, формы кочевых или полуоседлых жилищ возможно зачастую увидеть лишь среди музейной коллекции, и они стали терять свою традиционную форму.

Сегодня очень важно, здраво осознавая эту проблему прийти к решению, которая могла бы способствовать не только к сохранению биоразнообразия Приаралья и реконструкции экологического состояния, но и созданию и учреждению специальных условии, которая могла бы действенно способствовать тому что человечество реально поняла, что необходимо через возрождение культуры и искусства, обучаемость и науку, предпринимательство, развитие туристического потенциала и многое другое, повлиять на защиту региона Приаралья, тем самым не только защитить и сохранить народы проживающих на этой территории но и восстановить теряемую культуру.

Земля Южного Приаралья в последствии нашего времени родила огромное количество талантливых ученых, художников, дизайнеров, специалистов культуры, создающих выдающиеся произведения искусства, порою приравниваемые к шедеврам мирового                    искусства,    ими     были    Ажинияз,    Бердах,    Кунхожа,    Т.     Жумамуратов, Ш.Мамбетмуратов,       Т.Каипбергенов       и      И.Юсупов,       К.Саипов,       И.В.Савицкий, Ж.Куттымуратов,     Д.Торениязов,     А.Атабаев,     Б.Серекеев,     Ж.Изентаев,     известные академики и ученые М.К.Нурмухаммедов и С.Камалов, Х.Есбергенов, А.Алламуратов и многие другие. В своих произведениях они воспевают и отражают не только традиционную и этнографическую культуру, но и природу и богатство быта. Произведения этих людей являются историей и памятью, пропагандой этой замечательной и самобытной культуры. Конечно же нельзя говорить о том, что сегодня нет таких ученых и художников, деятелей культуры и искусства, их очень много, это новое поколение нуждающаяся в поддержке и влиянию мирового уровня. Вероятно, нужна и та богатая природа, на что было бы опираться и пропагандировать. Все это могло бы быть стимулом к решению хотя бы некоторых проблем опустынивания Приаралья. Прекращению деградации самой культуры и созданию рекреационной зоны, которыми мы продолжали бы гордиться.

Тем самым, для преобразования данной культуры имеется достаточно хороший опыт взаимоотношении с иными странами, сохраняемые народные традиции, и главное, связывающая природу с народами и, конечно же укрепленная веками, носители которого еще продолжают верить в то, что смогут восстановить Приаралье и добиться прекрасной жизни,                как    и    прежде.    Через    создание    специальных    культурных    программ    и дополнительных исследований региона Приаралья возможно воздействовать не только на возрождение традиционной культуры народов, но и через это люди начнут стремиться к восстановлению природы и животного мира, хозяйства и быта, к бережному отношению к нему.

Учитывая создавшееся условие, вероятно и существует необходимость создания Международного "Саммита культуры", в котором вероятно могут принять участие Международные      организации,      страны     заинтересованные     в     оказании     помощи. Определившись     на     уровне     ежегодного     и     традиционного,     коренные     народы самостоятельно будут иметь возможность определять приоритетные направления осуществляемых проектов и условии их реализации. Необходимо с привлечением международных экспертов осуществлять программы и стажировки, через которые новое поколение жителей Приаралья смогут ближе подойти к вопросу сохранения культуры Приаралья. Появится возможность привлечь дополнительные новые инновации и подходы к      нему,    которые     могли     бы    способствовать     к    восстановлению    экосистемы    и биоразнообразия. У людей появиться желание и стимул к сохранению и восстановлению культурного и традиционного уклада жизни, что соответственно качественно повлияет на жизнь населения Приаралья.

                                                        Заведующий отделом археологии Государственного                                                музея искусств РК им.И.В.Савицкого-Октябрь Доспанов

Использованная литература:

1. Бартольд В.В. Соч., т.III. M., 1965, с.544.

2. Богословская И.В. Каракалпакский орнамент: образ и смысл. Алматы, 2019. 222 С.

3. Жданко Т.А. Изучение народного орнаментального искусства каракалпаков // Советская этнография. Москва, № 4. 1955.

4. Жданко Т.А. Народное орнаментальное искусство каракалпаков // Материалы и исследования по этнографии каракалпаков. Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Т. 3. Москва, 1958

5. Материалы по истории туркмен и Туркмении, т.1. М-Л., 1932, с. 180, 202,216.

6. Толстов С.П. Работы Хорезмской археолого-этнографической экспедиций АН СССР в 1949-1953 гг. ТХАЭЭ. т. 2, 1958

 


<< Lekciya   SIZ BILESIZBE MUZEYDE KIMLER JUMIS ISLEYDI? >>