26 Декабрь 2018
Известный русский художник армянского происхождения. Он родился в Ростове – на - Дону в начале ХХ - века. Его называли итальянцем русского происхождения. Хотя почти вся творческая жизнь Г. И. Шилтяна прошла вдали от Родины, он никогда с ней не порывал духовной связи, всегда выступал пропагандистом горячо любимого им русского искусства.
Григорий Иванович Шилтян со своей женой Еленой Абрамовной жил в Риме на набережной Тибра, что носит имя Рафаэля Санцио. Италия для них была второй родиной, но первой всегда оставалась Россия и служила своего рода очагом русской культуры на берегах Тибра.
В 1983 году в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина состоялась выставка Г. И. Шилтяна. Так сбылась его заветная мечта. На выставке было представлено 80 произведений художника, знакомящих посетителей с его творческим многообразием.
Московский художник Н. Нисс - Гольдман очень хорошо охарактеризовал творчество Г. И. Шилтяна: пластическая индивидуальность художника такова,что предмет у него осязателен и как бы лишен прошлого. Художника не заботит двигательная история образования формы; для него она данная иллюзорность, где сам предмет, теряя внутренние силы, читается как поверхность. Среда в картинах Шилтяна не является энергетическим источником проявления предметов, - она их вмещает, она ощутима, реальна, как и сами предметы. Иллюзорность Шилтяна зрелищна и осязательна. В коллекции Государственного музея искусств им. И. В. Савицкого находится всего одна картина художника под названием « Натюрморт». Как раз то, о чем говорит художник Нисс-Гольдман является прямым подтверждением и в нашем произведении. Поверхность картины дана изначально; извиваясь, образует складки, замыкается, создает формы предмета, вся энергетика которого на самой поверхности. Для многих живописцев, особенно французской школы, элементарным изначальным действием является цветовое пятно. Система пятен, находящихся друг к другу в тех или иных отношениях, решенных в определенных интервалах, создает изображение. Здесь цвет не только эмоциональное действие, но также и основа эквивалентного построения формы произведения. У Шилтяна же цвет носит повествовательную нагрузку. Здесь акцентируется объем цветового места, вызывающего сильное эмоциональное напряжение в картине. Здесь художник как бы выступает в роли рассказчика, общающегося со зрителем через атрибуты - знаки. Шилтян дает изображение иллюзорного зрелища, заставляет искать смысл произведения в самом себе и в мире тебя окружающем. Всего одно произведение, но какое сильное воздействие оказывает оно на человека. Возле него хочется долго стоять, размышлять о чем-то простом, о жизни, рассматривать каждую деталь предмета, потрогать ее своими руками, настолько иллюзорно они изображены. Такие произведения очень нравятся зрителям и вызывают чувства восхищения.