Реставрационный отдел

Отдел реставрации является одним из ключевых отделов музея в деле сохранения, консервации произведений и экспонатов. Поэтому в музее большое внимание уделяется развитию и содержания в надлежащем виде этого отдела. Администрация рассматривает особую поддержку этого подразделения как один из основных приоритетов, поэтому в последние 20 лет были приложены беспрецедентные усилия по фактическому созданию своего собственного отдела реставрации.

 

Со стороны руководства музея организовываются различные стажировки и тренинги для наших реставраторов. Приобретаются различные реставрационные материалы, химикаты, идет техническая поддержка. Выделено просторное, светлое помещение. У каждого реставратора свой рабочий уголок с просторными столами. В музее есть реставраторы живописи, прикладного отдела, отдела археологии и реставратор по дереву.

Благодаря хорошему отношению и симпатии к нашему директору, музею и в частности отделу реставрации, оказывают большую поддержку спонсоры, в лице посольств, дружественных стран, например: Французское посольство присылало несколько раз реставраторов для стажировки наших реставраторов, такую же помощь оказали нам посольство Германии, кроме того, ими были переданы в дар отделу различные реставрационные материалы. Клеи разных предназначений, оптические приборы, ножи, скальпели, термостойкая пленка в рулоне, специальная японская бумага в пачках, которые очень необходимы для реставрации произведений.

На средства, предоставленные «Друзьями музея» приобретались: холсты, краски, микалентная бумага, пиломатериалы, так же компьютеры, высококлассный цифровой фотоаппарат (подарок брата и сестры тер Хорст из Голландии) и цветной принтер со сканером. Председатель Правления клуба « Друзей музея» господин Дэвид Пирс, который оказывал помощь в бытность, когда работал представителем Мирового Банка в Узбекистане и продолжает оказывать неустанную помощь, в частности в реставрационных программах, несмотря на то, что живет уже много лет в другой стране.


Господин Дэвид Пирс перед демонстрацией премьерного показа фильма о нашем музее

Реставраторы, работавшие и ныне работающие в музее

Отдел реставрации нашего музея существует с 1966 года со дня его основания. Первыми реставраторами по живописи были художники Квон А. и Жолдасов Э., которые в свое время прошли стажировку в Москве, в ВНИИР.

Буслов Ю. был реставратором по ювелирным изделиям. Стажировался в музеях Кремля. Жолдасбек Куттымуратов был реставратором по керамике. Реставратором по графике была Роза Ковалева, стажировавшаяся в Центре им. Грабаря Рафаэль Халитов был реставратором ювелирных изделий. Байрамова Рамиля была реставратором до 1991 года. Альвина Андреевна Шпады работает с 1969 года по сегодняшний день. При поступлении на работу была реставратором по тканям прикладного отдела. Сейчас является реставратором по живописи. Зарема Константиновна Гасанова реставратор по живописи с 1991 года. Бекимбетов Карамат был реставратором по дереву. Давлет Самекеев реставратор отдела археологии работает с 1990 года. Рашид Сабетович Матчанов был реставратором по живописи с 1987 по 2013 года.

Стажировки и обучения

С 24 февраля по 25 марта 1989 года была проведена Всесоюзная стажировка реставраторов в г. Нукусе в здании Государственного музея искусств им. И.В Савицкого. Стажировку провели реставраторы из ВНИИР Юсиф Гаджикасимов и Владимир Иванович Шульгин.

В стажировке приняли участие реставраторы из разных регионов Советского Союза. Были реставраторы из Ленинграда, Сочи, Свердловска, Республики Дагестан, Республики Белоруссии, из Калининграда.
Участники: Рожков А.И. реставратор из Ленинграда, Бойченко С.А. из Сочи, Топорков В.Н. из Свердловска, Черемушкина Е.Н. из Дагестана, реставратор второй категории Неволин А.Ю. Лукашевич В.А. из Белоруссии, Липский А.Н.

Музей искусств им. И.В Савицкого представляли три реставратора: зав реставрационного отдела Шпады А.А., реставраторы Байрамова Р. и Матчанов Р. В 1991 году Д. Самекеев прошел стажировку по реставрации керамики в ВНИИР. В 1994 году Д.Самекеев прошел стажировку по реставрации металла в Центре геологии г. Ташкент.

В июне 1996 г. известный реставратор по тканям из Франции П.Шевалье провел мастер класс для реставраторов музея искусств им. И.В.Савицкого по консервации, обработке тканей и ворсовых изделий препаратами против моли и различных насекомых. Обучение проходило на экспозиции и фондах прикладного отдела. Были на практике показаны, как уничтожать насекомых, какие при этом применять препараты, как добиться герметичности фондов и экспозиции, чтобы различные вредители не могли попасть туда. Ковровые изделия были помещены в рефрижераторы на трое суток для их заморозки с целью уничтожения вредных насекомых. Господином Шевалье музею была оказана техническая поддержка, им подарены пылесос, два вакуумных опрыскивателя, различные препараты для уничтожения вредных насекомых.

Также одна из реставраторов (сотрудница Лувра) провела обучение нашего сотрудника археологии Самекеева Д. по склеиванию керамических изделий.

Участники: Бабаназарова М.М.- директор музея, Пирназарова А.-зав.прикладным отделом, реставраторы Шпады А.А., Гасанова З.К., Матчанов Р.С. Самекеев Д.

В мае 2002г. сотрудники отдела народно-прикладного искусства Пирназарова А. и Матжанова А. обучались консервации тканей и ворсовых изделий под руководством реставратора Царевой Е.Г. и ее коллеги из Санкт-Петербурга.

В марте 2004 года представители организации «Реставраторы без границ» руководители Павлос Политис и Ансель Муллинс, также реставраторы Лоранс Дюранд и Даля Миис провели отбор произведений для проведения стажировки и совместной реставрации произведений с реставраторами из музея искусств им. И.В.Савицкого. Было отобрано 56 произведений из фондов хранения. Эти произведения были сфотографированы, документированы и описаны.


Руководитель проекта Павлос Политис из Греции

Весной 2005 года реставраторы, представляющие организацию «Реставраторы без границ» Борислава Начева, Юанна Канчева и Аврора Артега де Торре приступили к реставрации отобранных произведений. В ходе реставрации произведений, реставраторы музея Шпады А.А., Гасанова З.К., Матчанов Р.С. проходили стажировку. Стажировались и учились у этих мастеров реставрации в течение 4-х месяцев.

Реставраторы из Болгарии Юанна Канчева (слева) и Борислава Начева (справа)

Представителями организации «Реставраторы без границ» отделу реставрации были переданы безвозмездно современные реставрационные материалы (клеи, микро-утюжки, термостойкая пленка, различные красители).

До их приезда, реставраторы музея пользовались методикой, разработанной советскими реставраторами центра Грабаря, эта методика опирается на применение клеящих материалов минерального происхождения. Основное клеящее средство это рыбий клей. Подготовка рыбьего клея трудоемкий процесс, готовится рыбий клей несколько дней.

Приезд организации «Реставраторы без границ» и обучение наших реставраторов были очень своевременными и полезными. Наши реставраторы за время стажировки научились новым подходам современной реставрации. Теперь реставрация произведений идет более качественно и быстрыми темпами, благодаря современным методам, которым были обучены наши реставраторы. Стали применять различные синтетические клеи на акриловой основе. Эти клеи обладают свойствами, цепко склеивать между собой холсты, стойкие, быстро сохнут, и не чувствительны к перепадам температуры, что немаловажно для отреставрированных произведений. Для различных операций, имеется свой уже готовый состав клея.
Однако, рыбий клей все равно остается приоритетным в реставрации живописи в силу того, что является обратимым материалом (его можно смыть, удалить переклеить по новой).

На вопрос какая методика является наиболее правильной, ответить трудно. Сколько реставраторов столько и мнений, каждый выбирает для себя приемлемый вариант.

Летом 2005 г. Приехала ещё она группа реставраторов от организации «Реставраторы без границ», Анна Маняковска (Польша), Илья Асенов и Сашо Минчев (Болгария).


Реставратор из Болгарии Илья Асенов


Реставратор из Болгарии Сашо Минчев

Реставратор из Польши Анна Маняковска

Они продолжили стажировать реставраторов музея, одновременно реставрируя произведения. Приезд любого реставратора, это прекрасная возможность пополнить свой багаж знаний, каждый из них делится своим опытом накопленные за многие годы работы реставратором. В этом плане нам бы полезен приезд этой группы реставраторов. Среди многих отреставрированных произведений, хочется особо отметить два произведения Игоря Витальевича Савицкого, которые отреставрировали Асенов и Минчев. Пострадали эти картины много лет назад от пожара в его квартире. Это два натюрморта больших размеров. В каждом произведении были утрачены большие площади холста, они выгорели.

Было интересно наблюдать за их работой. Помогая им реставрировать, мы получили опыт и уверенность в своих силах, подкрепленные практикой.

Реставрация произведения И.В.Савицкого «Натюрморт». Реставратор С. Минчев


Реставрация произведения И.В.Савицкого «Натюрморт». Реставратор И. Асенов

Знания, полученные от организации «Реставраторы без границ» были подкреплены приездом еще одного реставратора, осенью 2008 г. Приехала реставратор из Франции Жеральдина Фрэ провела мастер-класс для реставраторов музея, которая продолжает свои ежегодные консультации.


Реставратор из Франции Жеральдина Фрэ

В сентябре 2009 года реставратор по живописи из Германии Корина Рутенберг провела в музее месячную стажировку для реставраторов музея при поддержке Посольства Германии и немецкой организации SES.


Реставратор из Германии Корин Рутенберг

Совместно были отреставрированы девять произведений. Получены консультации по проблемным произведениям, в частности обсудили произведение художника А.Утегенова «В родном ауле». По её мнению это произведение является особо сложным для реставрации, подход должен быть осторожным, и лучше, если его отложить до лучших времен. Это произведение получило повреждение в виде отслоения красочного слоя и его шелушения по всей поверхности из-за попадания влаги.


Произведение А.Утегенова «В родном ауле»

Произведение не могло храниться в таком виде, так как в любой момент оно могло рассыпаться из-за случайного механического воздействия. На реставрационном совете с одобрения руководителя музея, было решено укрепить красочный слой произведения. Укрепление красочного слоя произведения впоследствии выполнено реставраторами музея. В случае удачи, это будет собственным ноу-хау музея.

В ноябре 2009 года реставратор Матчанов Р., участвовал в организованном Французским посольством мастер классе в Ташкенте. Обучение провели реставраторы из Франции Жеральдина Фрэ и Сесиль Бринкуиер. Участники - реставраторы из музеев Ташкента, Республики Каракалпакстан и областных музеев Узбекистана.


В желтой майке реставратор из Франции Жеральдина Фрэ с участниками мастер - класса

Реставратор из Франции Сесиль Бринкуер и участники мастер – класса

Будни отдела реставрации

Реставраторы живописи

Реставраторы З. Гасанова (слева) и А.А. Шпаде (справа)

Реставраторы отдела археологии:

Реставраторы Д. Самекеев (слева) и М. Абдуллаев (справа)

Реставраторы прикладного отдела:

Сотрудники народно-прикладного отдела во время консервации ковротканных изделий

Участники реставрационного совета

Некоторые инструменты и предметы, используемые для реставрации: