Научная статья

24 января 2023

              К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ НАКОСНЫХ УКРАШЕНИЙ КАРАКАЛПАЧЕК

TO THE QUESTION OF THE TYPOLOGY OF DECORATION FOR PLAITS OF THE KARAKALPAK

                                                                                                   Kudaybergenova Dilfuza Askarovna

 

 

 

Аннотация.

В данной статье обобщаются материалы о накосных украшениях каракалпачек и предлагается их типология, рассматриваются вопросы происхождения некоторых типов накосников, их развития и функциональность, прослеживается связь некоторых типов накосников с прическами, проводится сравнительный анализ с украшениями соседних народов. Источниками для статьи послужили сведения, встречающиеся в литературе, полевые материалы, а также экспонаты государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого (ГМИРК). Автор выделяет основных два типа традиционных накосных украшении каракалпачек и различные под типы. Накосные украшения в целом — важный элемент женского образа, имеющий утилитарное и сакральное значение. С одной стороны, он помогает поддержанию определенной прически, является социальным маркером, отражает эстетические представления и, с другой — волосы и манипуляции с ними находятся в сфере священного и связываются с плодородием, процветанием, жизнью и смертью.

Ключевые слова. Волосы, косы, каракалпакские накосные украшения, типология.

Abstract

This article summarizes the materials on the decoration for plaits of the Karakalpak women and proposes their typology, discusses the origin of some types of decoration for plaits, their development and functionality, traces the connection of some types of decoration for plaits with hairstyles and conducts a comparative analysis with the decorations of neighboring peoples. The sources for the article were information found in the literature, field materials, as well as exhibits of the State Museum of Arts of the Republic of Karakalpakstan named after I.V.Savitsky. The author distinguishes the main two types of traditional Karakalpak decoration for plaits and various sub-types. Decoration for plaits as a whole are an important element of the female image, which has a utilitarian and sacred meaning. On the one hand, it helps to maintain a certain hairstyle, is a social marker, reflects aesthetic ideas, and, on the other hand, hair and its manipulation are in the sacred sphere and are associated with fertility, prosperity, life and death.

Keywords. Hair, braids, Karakalpak decoration for plaits, typology.

Введение

Ювелирные изделия, являясь неотъемлемой составной частью национально-художественной и культурной истории народа, в своем великолепии сумели олицетворить его вековые мечты. Украшения, сотворенные каракалпакскими мастерами ювелирного дела, формировались в соответствии с особенностями периода, развиваясь, тем не менее, сумели сохранить присущие народу локальные и традиционные черты. Среди ювелирных украшений своими магическими, эстетическими и функциональными свойствами особенно выделяются женские украшения. Вместе с тем, шашбау (от слов «шаш» -волос, «бау» - лента) как прикладное искусство для женщин до сих пор ни разу не рассматривалось как объект исследований. Для научных исследований исключительный интерес вызывают украшения для волос, так как, помимо своей функциональности, они имели сакральный характер и применялись практически у всех восточных народов. Они изучались как элемент одежды либо часть женских ювелирных украшений.

Методы и материалы исследований

Небольшие исследования, проведенные относительно накосных украшений каракалпакских женщин, говорят о нижеследующем. В частности, если Т.А.Жданко и С.К.Камалов [10, с.99] дают общие представления о накосниках, то А.Алламуратов [3, с.71] уже подробно рассказывает об используемых материалах и технике его изготовления. Г.Д. Джанабаева [9, с.34-36] акцентирует свое внимание на эстетической стороне накосников. В свою очередь, И.Сейтназарова и К.Заирова [19] характеризуют данное украшение с этнолингвистической точки зрения, а З.Алиева [2] исследовала художественную ценность. Аналогичные исследования проводились у соседних народов. Так, Д.Фахретдинова [20] подробно остановилась на видах накосных украшений, которые носили узбекские женщины в XIX-XX веках, в то же время М.У.Бабамурадова [5] дает этнолингвистическую характеристику таджикских накосных украшений. М.В.Сазонова [18] отмечает роль и место накосных украшений в свадебных одеяниях молодых женщин Хорезма, Г.П.Васильева изучает [7, с.125-126] типологию и особенности ношения накосных украшений у туркменок, особенно у иомудов и текинцев. Н.Г.Борозна [6, с.37-38] исследовала вопрос в целом по Средней Азии и Казахстану.

Перед рассмотрением видов накосных украшений следует остановиться на компонентах украшения волос и в целом, понятии волоса. В культуре, мировоззрении, обычаях и традициях многих народов мира широко присутствуют понятия об исключительных свойствах волос, так как они рассматриваются как один из важных компонентов этнической культуры. Как известно из предмета «Этнография», волосы характеризуются как элемент, обладающий особыми свойствами, с ними связаны различные традиции, обычаи, приметы, даже ограничения. Приметы, связанные с волосами, задействуются уже с появлением на свет человека.

Каракалпаки видели в волосах силу, определявших их судьбу, были убеждены, что разные злые силы проникают в организм именно через волосы. И сегодня часто можно встретить обычаи и приметы, связанные с волосами. К примеру, нельзя выбрасывать волосы на землю, наступать на них, иначе тебя поразят различные недуги. В представлениях молодых женщин выброшенные волосы унесет «черная птица», что чреват тем, что ее ребенок останется обездвиженным. Беременные женщины не стригли волосы и не наносили им цвет, потому что были уверены, что это принесет непоправимый вред будущему ребенку. Пожилые женщины свои выпавшие волосы собирали в благообразные предметы (чаще, в платок белого цвета) и завещала детям после своей смерти захоронить их с ней. Всем хорошо известен общий для всех народов Средней Азии обычай, когда невестка при приготовлении пиши и неся блюдо с едой, покрывает волосы платком. Это, с одной стороны, является мерой гигиены, с другой – предохраняет волосы от ожогов [16]. Поэтому покрывать волосы считалось волшебно-магическим действием. У каракалпаков хорошо сохранились эти обычаи, поэтому девушки старались покрывать свои волосы при помощи накосных украшений, кызыл киймешек, жегде, саукеле, тобелик и тюбетейки.

Өрим (расчесывание волос на сплетенные косы) по праву считается самой легкой, самой доступной, в то же время общей практически для всех народов укладки волос. В XIX-XX веках у каракалпакских девушек число кос доходили до 4-8 сплетений. Предполагается, что данную прическу девушка не меняла до замужества и рождения первого ребенка, изменяя лишь количество сплетений. Девушки и молодые женщины отпускали одну или две косы на грудь, со временем для удобства удержания кос на спине надевали платки или завязывали куском материи [17]. Под каждую косу прикреплялись изготовленные в разных формах накосные украшения. Такими прическами воспользовались узбекские, казахские, туркменские, и таджикские девушки, и женщины.

Таким образом, из приведенной выше информации о волосах можно понять важность накосных украшений для волос. У народов Средней Азии были различные варианты накосных украшений они назывались по-разному. Например, в Бухаре их называют «сочпопук», «туф», «тупак», «сочтупак», в Зарафшанском оазисе - «попук», «жамалак», «хайдари», «кокил» [21, с.113], у таджиков их называют «пўпакинуқра», «заркокил, туркмены - «асық», «хоза» [7, с.96-97], киргизы - «чолпу» [8], «балықооз», «бақаооз» [20, с.128] у казахов они назывались «шашбаў», «шолпы» [4, с.64]

На каракалпакском языке сохранились следующие наименования накосных украшений: «алтын шашбаў», «тилла шашбаў», «шашақлы шашбаў», «моншақлы шашбаў», «гилтли шашбаў», «пөпекли шашбаў», «теңгели шашбаў», «шаш тенге».

Зәрбарағ өрилген тилла шашбағы,

Ақыл-ҳуўшым алып кетти бир пәрий

Меня пленила красавица в накосниках из золотых нитей

(Ажинияз)

Великий каракалпакский поэт Ажинияз Косыбай улы в своих стихах образно сравнивает накосные украшения с золотыми нитями [19. c.15]         

Основные результаты и их обсуждение

Накосные украшения каракалпакских женщин, которые выгодно отличались дизайном, материалами и применением, можно разделить на 2 типа. Тип I – металлические накосные украшения. Этот тип относится к самым древним украшениям. По своему художественному оформлению данный тип подразделяется на несколько под типы. Тип I. А. Накосник из монет в обращении (в народе говорят «тенге шашбау – монетный накосник»). Они, в основном, состоят из следующих деталей: монета, хантенге, цепь, штак и соединяющие частицы. Накосники из монет в обращении также можно разделить на два подтипа:

Тип I.А 1. длинная цепь вертикально уложенных монет, они, как правило, состоят из 5-12 монет. На кончики прикрепляются хантенге на цепочках, штаки          либо мелкие монеты.

Тип I.А 2. короткая двухрядно уложенная цепь монет, состоит из 3-7 монет. Эти виды являются простейшими, на кончики пристраиваются по 2-3 мелких монет или оставляют в первоначальном виде. В обоих подтипах главный элемент украшения – крупные, тяжелые монеты. В основном используются монеты достоинством 15, 20, 50 копеек и 1 рубль царской чеканки времен Николая II. На некоторых накосниках использовались иранские монеты, на аверсе которых имеется арабская надпись на реверсе – лев с саблей.

Тип I.Б. Этот тип металлических накосниках состоит из соединения блях и монет, инкрустированных специальными, тисненными и точечными узорами. В этих типах также используются монеты, бывшие в обращении, с той лишь разницей, что ювелирами удалены рисунки на аверсе и реверсе и нанесены точечные, тисненные узоры, в отдельных случаях и вовсе без орнаментики. Точечные, тисненные узоры на монетах и бляхах были в виде полумесяца, круга, лепестка. При прикреплении к волосам подтипов А и Б первого типа каракалпакские девушки использовали черные нитки. В народе их называли жамелек или жип. Они завязывались на самую верхнюю деталь металлического накосника и прикреплялись на кончик сплетенных волос. Металлические накосники изготовлялись из серебра пробы 900 и 480. Рассматривая типы металлических накосных украшений, можно прийти к определенному выводу о том, что накосник каракалпакских девушек делались в вертикальном виде из чистого серебра высокой пробы. Изделия украшения волос первого типа встречаются почти у всех народов Средней Азии. У киргизов их длина равнялась 25-37 сантиметрам, украшений этого типа особенно часто можно встретить в северном Киргизстане [8], Молодые казашки носили шолпы, они имели вид ряда серебряных монет, соединенных мелкими цепочками. На самый верх подвешивались серебряная цепочка или прядильная нить, которая вместе сплеталась с косой [4, с.64]. Эти украшений применялись для удобного удержания кос за спиной.

Тип II. Тканно-плетённые накосные украшения сделанных из хлопчатобумажных и шелковых нитей, преобладали красные, желтые, зеленые и коричневые тона. В народе красный цвет ассоциировали с молодостью, радостью и широко использовались в деталях праздничных одежд [13.с 155]. Желтый, зеленый, коричневый цвета напоминали пейзажи родной природы. Накосники данного типа были сравнительно длинными, вплетались в волосы, завязывались попарно [15. с. 122].  В соответствии с техникой украшения их также можно разделить на два подтипа.

Тип II А. Цветные, элементарно вышитые накосники с кистями. Здесь также используются красные, желтые, зеленые, коричневые цвета для вышивания шелковыми нитками, размер начинается с 50 сантиметров, одна сторона заканчивается густыми цветными помпонами из нити, другая - более редкими. Часть, которая прикрепляется к волосам, имеет вид неширокой ленты, украшенной геометрическим орнаментом либо в виде жип, (верёвка) в котором комбинируются 2-3 цвета.

Тип II Б. Предыдущий подтип, соединенный с металлическими деталями. Несмотря на то, что он практически полностью копирует первый, металлические добавления придает ему более нарядный и праздничный вид. По степени декор и функциональности его можно разделить на два вида: Тип II Б I. Металлические детали, выполняющие функции декора. Эти детали пришиваются к одной стороне накосников, где расположена неширокая лента. Они украшены роговыми узорами разных вариантов. Кроме того, кисти накосника украшено металлическими деталями в виде полукупола либо украшения каракалпакских женщин аналогичны өнирмоншаку. Данный деталь накосника часто украшается узорами в виде растений. Орнамент, покрывавший поверхность украшений, также имел определенное значение. Наиболее часто на женских ювелирных украшениях использовались растительные узоры – листья, побеги, зерна, символизирующие плодовитость [12.с.70]. Этот орнаментированный деталь в накосниках каракалпакских женщин встречается только в одной стороне часто украшенной коралловыми камнями.

Тип II Б2. Металлические детали утилитарного свойства (функциональные металлические детали). К металлическим деталям данного типа относятся такие предметы как ключ, тис шуқлағыш – зубочистка, қулақ шуқлағыш – уховертка. Ключи каракалпакских накосных украшении изготовляются из бронзы, меди, железа и имели измерения в 5-8 см. Согласно источникам устного народного творчества, ключи применялись к хозяйскому сундуку или служили как тяжесть для волос для поддержания стати девушек. Ключи также часто встречаются у соседних народов. Узбеки мастерили ласкокил. Прикрепленные к ласкокилу маленькие колокольчики и миниатюрные ключи издавали звенящие звуки, подбадривая женщин. В народе широко распространилось поверье, что «чем больше в накосниках девушки ключей, тем больше у нее богатства» [14.с.121].  Такие декоративные ключи очень часто встречались у полукочевых народов (в кочевых условиях женщинам удобнее было хранить украшения) и, в меньшей степени, у оседлых узбеков в Хорезме [6.с.38]. Наряду с ключами к шашбау прикреплялись также тис шуқлағыш – зубочистка, қулақ шуқлағыш – уховертка. Они имели утилитарное назначение и в период кочевья женщины держали все необходимое при себе [1с 151].  Перечисленные выше предметы (зубочистка, уховертка) кроме утилитарного, наделялись еще функцией амулетов, о чем свидетельствует их художественное оформление [11.с.113]. Эти миниатюрные предметы служили атрибутами не только, накосниках но и онирмоншак.

Общим украшением для обоих вышеприведенных типов (Тип Б, Б1, Б2) является бисер. Кончики прикрепленных к кисти украшались разноцветным бисером. У каракалпаков бисер имел белый цвет и располагались там, куда густо кисти прикреплены. Украшение цветным бисером присуще многим народам, в которых имели место разновидности. К примеру, в Ферганской долине в кишлаках бедные женщины прикрепляли к косам крупны е стеклянны е бусины или просто просверленный й в середине небольшой камешек, что служит не украшением. Он привязывался к косе для того, чтобы она меньше болталась, т.е. для удобств утилитарных целях. Уже затем бусин ы и камень приобрели магический смысл [20.с. 130]. 

Выводы

Каракалпаки придавали огромное значение видам украшений, их этническим и локальным свойствам. Все виды накосных украшений визуально как бы удлиняли волосы девушек. Они занимали свое достойное место в народных традициях. Исследования свидетельствуют, что накосные украшения и представления о волосах у каракалпачек очень схожи с соседними народами. Общее для всех народов сакральное отношение к волосам, стремление защитить их от вредного воздействия убедительно доказывают этнокультурные параллели. В целом волосы человека и накосные украшения являлись неотъемлемой частью обрядовой системы, оформлявшей жизненный цикл человека; они имели глубокое смысловое содержание, изучение которого способствует расширению знаний о традиционные культуры каракалпакского этноса.

                                 

                          

                                            

Список литературы.

Абдуллаев Т., Фахретдинова Д., Хакимов А. Песнь в металле. Народное искусство Узбекистана. Ташкент. 1986. 251с.

Алиева З. Ж. Женские ювелирные украшения Каракалпаков XIX начало – XX вв: дисс. канд. иск. Наук / З.Ж. Алиева, - Ташкент, 2004. 168с.

Алламуратов А. Мәнги мийрас / А.Алламуратов. – Нөкис: Билим, 1993. -  92с. 

Арғынбаев Х. Қазақ халқының қолөнери / Х.Арғынбаев. – Алматы: Өнер, 1987. – 128с.

Бабамурадова М.У. Этнолингвистическая характеристика лексики женских украшении в таджикском языке. Автореф. …дис.канд.фил.наук. – Душанбе, 2012. – 26с.

Борозна Н.Г. Виды женских ювелирных украшений у народов Средней Азии и Казахстана / Н.Г. Борозна // Советская этнография. – М.,1974. - №1. – С. 37-38.

Васильева Г.П. Туркменские женские украшения / Г.П. Васильева // Советская этнография. – М.,  1973. № 3. - С. 96-97.

Декоративно-прикладное искусство Киргизии XIX-XX веков // Москва. Советский художник, 1984.

Джанабаева Г.Д. Эстетика каракалпакской народной художественной культуры. Автореф. …дис.док.фил.наук. -  Москва, 2003. – 46с.

Жданко Т.А. Этнография Каракалпаков. (XIX начало XX века) / Т.А.Жданко, С.К.Камалов – Ташкент. «Фан», 1980. – 203с.

Курбанова З.И. Предметы личной гигиены населения южного Приаралья. (на материалах Каракалпакского государственного музея искусств имени И. Савицкого). / З.И. Курбанова, М.М Давлетияров. // История и археология Турана. Самарканд. 2016. - №2. – С. 109-114

Курбанова З.И. Традиционные верования и представления каракалпаков, связанные с одеждой и украшениями / З.И. Курбанова // Вестник антропологии. – Москва, 2016, №3. – С. 64-73.

Қурбанова З.И., Қарақалпақ дәстүрий кийимлеринде реңлердиң тутқан орны ҳәм оның этнолингвистикалық сыпатламсы / З.И Қурбанова, Қ.М Зайрова – Нукус. «»Вестник ККО АНРУ. 2020. №3. 155-бет

Нуруллаева Ш.Қ. Хоразм воҳаси ўзбеклари анъанавий кийимлари: дис. канд. ист.наук / Ш.Қ. Нуруллаева. Тошкент. 2012. - 200с

Пирназарова А. Зергерлик өнери / А.Пирназарова // Әмиўдарья. – Нукус, 2021. - №6. С 115-128.

Полевой запись автора. № 1. - 2022-год. Республика Каракалпакстан гр. Нукус. Туран МПЖ. Информатор Утемуратова Р. 1952 г.

Полевой запись автора. № 2. - 2022-год. Республика Каракалпакстан Чимбайский рн. Информатор Атамуратова Д 1945 г.

Сазонова М.В. Украшения узбеков Хорезма / М.В. Сазонова // Сборник Музея антропологии и этнографии. – Л. 1970. – Т.XXVI. – С.113-142

Сейтназарова И. Қарақалпақ тилиндеги тағыншақ атамалары / И.Сейтназарова, Қ.Зайрова – Нукус. «QARAQALPAQSTAN», 2020. – 80с.

Фахретдинова Д.А. Ювелирное искусство Узбекистана / Д.А. Фахретдинова. – Ташкент: изд. Гафур Гулям, 1988. – 203с.

Юлдашева Г.К. Нурота воҳаси аёлларининг анъанавий кийим ва тақинчоқлари. (XIX асрнинг оҳири XX аср бошлари): дис. канд. ист. наук. / Г.К. Юлдашева, - Ташкент, 1995. – 146с.


<< Экспонат   ӨНЕРИҢДИ ТӘРИЙПЛЕСЕМ ТИЛ ЖЕТПЕС... >>