Раздел изобразительного искусства в собрании музея состоит из трех подразделов: Изобразительное искусство Узбекистана 20-30-х годов, Русское изобразительное искусство ХХ века, Изобразительное искусство Каракалпакстана
Коллекция произведений художников Узбекистана 20-30-х годов – является яркой и наиболее полной иллюстрацией периода создания в 1920-30-е годы сильнейшей школы изобразительного искусства и представлят собой широкое разнообразие существовавших направлений от реализма (П.Беньков, З.Ковалевская) до авангардных поисков (В.Уфимцев, В.Лысенко и др.). Состав школы был интернациональным – большинство молодых художников приехало в Узбекистан из России.
Энергия молодости позволяла ставить смелые творческие эксперименты тем более интересные, т.к. здесь издревле существовали богатые традиции зодчества, декоративно-прикладного искусства, искусства книжной миниатюры, а новые художественные формы искусства-станковые- только лишь зарождались с преобразованиями, последовавшими за Октябрьской революцией 1917 года. Исторически же общественно-культурное развитие народов Средней Азии опиралось на идеологию ислама исключавшую, в силу религиозных запретов, возникновение и развитие станковых форм искусства. Сплав различных культур и традиций вносил в художественную жизнь Узбекистана яркость и эмоциональность. Работы А.Волкова, Н.Карахана монументальны и отличаются необычайной остротой восприятия и передачей особенностей тех лет - ломка старого и строительство нового мира. Вместе с тем не остался без пристального изучения колорит Востока: философской созерцательностью преисполнены полотна Е.Коровай, Н.Кашиной, П.Бенькова, З.Ковалевской, донося до зрителя марево жаркого солнца, неспешную размеренную жизнь древних городов. Ориентализм самым причудливым образом сочетается с приемами итальянских живописцев и русской иконографии в творчестве А.Николаева.
В яркой самобытной манере восприятия традиций импрессионизма и постимпрессионизма выполнены работы У.Тансыкбаева: элегантная упрощенность изображения, звучность чистых красочных пятен. В коллекции представлены работы раннего периода, наиболее плодотворного в творчестве автора. В.Уфимцев приехал в Узбекистан футуристом, сторонником которого он стал после лекции Давида Бурлюка. Считал футуризм искусством будущего. Для произведений Уфимцева в этот период характерны лаконичность и условность художественного языка. В последующие годы искусство многих художников Узбекистана оказалось забытым. Заново открытые Савицким в 1960-е годы полотна и рисунки хранились в мастерских, квартирах, кладовках художников и наследников, многое безвозвратно погибло. Но даже сохранившиеся произведения поразительны высочайшим мастерством исполнения и разнообразием творческих решений.
Тогда же Савицким была избрана собственная тактика формирования собрания - по возможности монографический сбор творений каждого заинтересовавшего музей художника. По такому же принципу формируется каждый отдел. Савицкий отмечал: "Исчерпывающе показать данное явление - вот основной наш девиз и мы стараемся его выполнять…" Еще одно из сокровищ музея, ядро всего собрания,- произведения русских художников ХХ века. Значительная часть произведений представляет художественные течения первой трети прошлого века, долгое время остававшиеся малоизвестными или забытыми. Не менее интересно искусство последующих десятилетий, как официально признанное, так и неофициальное, неангажированное искусство. Русское изобразительное искусство к началу ХХ века так же как и европейское переживало перемены, сомнения и отрицания. Еще в 90-х годах ХIХ века передвижники, недавние ниспровергатели канонов академической тематики, исчерпав себя, уступили место новым силам, новому стилю - стилю модерн и всем грядущим стилям. Стили возникали один из другого, изменялись или вовсе исчезали бесследно. Журнал "Мир искусства" и художественные выставки, устраиваемые С.Дягилевым и А.Бенуа, дали возможность русской публике знакомиться с новыми течениями в зарубежном искусстве и новаторством русских художников, увлеченных поиском новой живописно-пластической системы под влиянием западно-европейского изобразительного искусства. В работах А.Шевченко и Р.Фалька "мирискуснического" периода прослеживается оттенок влияния французской живописи: изысканность и непринужденность цветовых решений. Вскоре оба художника присоединились к группе "Бубновый валет", куда вошли И.Машков, А.Лентулов, П.Кончаловский, А.Моргунов, А.Куприн. "Московскими сезаннистами" называли себя бубнововалетцы основываясь на живописной системе Сезанна, изрядно сдобрив ее неопримитивизмом. В их живописи декоративно-экспрессивной сквозит рассчитанная небрежность и определенность форм. Также как и Сезанн бубнововалетцы сделали натюрморт своим излюбленным жанром. Целый ряд художественных группировок, появившихся в русском искусстве, выступал с разными теоретическими программами объединенных позже названием "русский авангард". Искусство разделилось на «правых» и «левых» непрерывно спорящих друг с другом.
Так на одном из таких диспутов, проводимом под председательством М.Ларионова группой "Мишень" (бывший "Ослиный хвост"), выступавший эго-футурист взывал к собравшимся: "Зачем Земной шар несется к звезде созвездия Геркулеса? Нам дана возможность повернуть его к другой Планете!… Женщина, природа, старое искусство, все, что препятствует механичности, должно быть вырвано с корнем!" Новую энергию творческим поискам получили художники после революции 1917 года, искусство стало средством пропаганды и агитации в формировании нового общества. Это несколько объединило разные направления и художественные течения. Художники рисовали плакаты, оформляли массовые празднества и политические акции (С.Никритин, М.Нестерова), разрабатывали новые дизайны тканей, интерьеров (В.Ходасевич), книжных иллюстраций (С.Телингатер, Г. Ечеистов, Г.Зимин). Художественные организации и стили существовали недолго: постановление ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций" положило конец свободе творчества и провозгласило единственным и верным направлением советского искусства метод социалистического реализма. Все что не отвечало требованиям советского искусства считалось формализмом. Многие художники подверглись репрессиям и беспощадной травле потому что их работы не соответствовали узким рамкам идеологии. Савицкому удалось разыскать и привезти в Нукус многие из работ художников, кто не избежал подобной тяжелой участи - М.Соколов, В.Комаровский (расстрелян), Л. Гальперин (расстрелян), Н.Боровая, Е.Левина-Розенгольц, В. Шухаев, В. Тимирев (расстрелян), группа художников-космистов "Амаравелла". Прозорливость Савицкого - коллекционера от Бога, позволила уже в 60-70-х годах приобретать произведения художников первой трети ХХ века, чье творчество до недавнего времени было "белым пятном" в истории искусства. Р. Мазель, П.Соколов, А.Сафронова, Е.Ермилова-Платова, К.Редько, А.Ставровский, Ю.Щукин, Н.Тарасов, Н.Штанге, Р.Барто - лишь несколько заново открытых имен .
Никогда не гонясь за славой, Савицкий просто пытался "…хоть и поздновато восстановить истинное значение творчества целых верениц художников." Открытие музея в республике сыграло огромную роль в развитии каракалпакского изобразительного искусства. Музей поддерживал художников морально и материально, а они получили в музее, его коллекции настоящую школу искусства, необходимую для творческого роста. Многие каракалпакские художники и скульпторы - Ж.Куттымуратов, Д.Турениязов, Б. Серекеев, А. Утегенов, Э.Жолдасов и другие - считают себя учениками Савицкого. Один из первых профессиональных каракалпакских художников К.Саипов - признанный мастер пейзажа, отображающего своеобразие Каракалпакстана. Замечательно талантлив самодеятельный художник А.Утегенов. Пейзажи Утегенова полны непринужденной легкости и быстроты передачи натуры. Издавна у каракалпаков была развита резьба по дереву, традиции ее легли в основу современной каракалпакской деревянной скульптуры. Д.Турениязов, используя народные традиции, стараясь по возможности оставлять нетронутой естественную фактуру дерева, создал полные очарования образы навеянные фольклором. Фантазийные, роскошно орнаментированные декоративные произведения: двери, колонны, музыкальные инструменты, маски скульптора А.Атабаева создают ощущение праздника. Женским образам посвящает свои работы Ж.Куттымуратов. Технику автора отличает тщательная, детальная проработка лица модели. В собрание музея вошли лучшие произведения каракалпакских художников и скульпторов, показывающие общую картину зарождения и развития изобразительного искусства республики.